-Press-

Скажу сразу – "Атака Клонов" - крайне неоднозначное кино. Во многих сценах забываешь обо всем на свете и не веришь своим глазам. В других же – раздражаешься похлеще, чем на случайно попавшейся по телевизору мексиканской мелодраме. Но, обо всем по порядку.
Западные критики оценили 130-ти миллионный блокбастер посредственно - количество положительных и отрицательных отзывов практически равно (и это при наличии настоящего культа "Звездных Войн" в стране). Что пугало больше всего – сравнения с первой частью, зачастую были не в пользу "Атаки Клонов". Европейские и отечественные же критики не были столь корректны – и прошлись поганой метлой по всем нюансам приключений Анакина. Но главное, зритель, зритель-то воспринял фильм на удивление положительно. И хотя все сравнивали диалоги с худшими сериями "Звездного Пути", благодарности Лукасу на предварительных просмотрах и премьере за очередное погружение в сказку не знали границ.
Хотя большинство называло начало фильма плохим, замечу, что оно, на мой взгляд, вышло как раз наиболее симпатичным и естественным. Этому обязаны и потрясающие неземные ландшафты, и панорамы городов будущего, и будоражащие разум спецэффекты. Налет ретро в таком ключе (летательные аппараты очень напоминают описания в "Аэлите" Толстого, а речи высокопарны и пафосны) выглядит стильно и не раздражающе. На фоне вышеназванного великолепия недостатки актерского состава меркнут и теряются. Хотя и возникает пугающий парадокс – в фильме, на 80% смоделированном на компьютере, синтетические персонажи выглядят лучше живых. Анакин смотрится "сладким" мальчиком и, сколько не пытается, никак не тянет на будущего Дарта Вейдера. Амидала за три года, прошедшие со съемок первой части, похоже, полностью утратила актерские навыки – бывшая Королева больше всего напоминает базарную девку. Отрешенный Оби-Ван более органичен в роли джедая, но сюжетные перипетии, в которых могучий рыцарь постоянно получает в лоб, не дают создать образ равный хотя бы герою Лайама Ниссона, не говоря уже об участниках ранних частей саги. Персонаж Самюэля Джексона со своим фиолетовым мечом довольно комичен – так и ждешь того, что по окончании своей очередной речи он достанет пистолет, да и разрядит его в кого-нибудь, как в "Криминальном Чтиве". Граф Дуку? Возможно, аура Кристофера Ли и довольно сильна для этого образа, но те секунды, что он появляется на экране, не дают развернуться и самому сильному актеру фильма. На этом фоне проникновенные глаза Йоды или прорезь шлема Фетта выглядит куда более впечатляюще.
Но, как уже говорилось, визуальное пиршество, что создал Джордж, на протяжении первого часа заставляет не обращать внимания на ляпы. Действие начинается неожиданно быстро – и столь же потрясающее развивается. Гонки в городе дают сто очков вперед любой современной ленте – поостерегитесь, укачает! Неземные виды заставят пускать слюни любого художника-фантаста, а обилие деталей в кадре откровенно говорит, что лишь Industrial Light & Magic сегодня умеет делать спецэффекты. Полчаса "Звездных Войн-2" легко и непринужденно затыкают за пояс любое, созданное человечеством в индустрии киноразвлечений. Все, воистину все, что могло придти вам в голову в фантастическом фильме, любая фантазия и причуда здесь материализована и отшлифована до блеска. Лукас держит марку – очевидно, что подобные технологии станут массово применяться в кино не раньше, чем лет через пять – десять, а пока же "Атака Клонов" остается единственным примером настоящей революции в области визуального моделирования.
Но, к сожалению, всему хорошему свойственно заканчиваться – и картина не стала исключением: после блеска достоинств пошел парад недостатков. Как только события стали развиваться более глубоко, у всех героев словно началась атрофия мозга – ибо ничем иным нельзя описать происходящее на экране. Вот, к примеру, слова Йоды на донесение Оби-Вана о готовой армии дроидов, грозящей нападением на Республику – "Я чувствую, неспокойно на этой планете". Ему вторит другой мудрый джедай – "Несомненно". Из подобной чепухи и складываются все ключевые события ленты – и объяснения этому найти невозможно. Великоречивая серьезность соседствует с непроходимой тупостью всех персонажей и напрочь стирает едва заметные первоначальные наметки их образов. Огромным минусом является и предсказуемость событий. Картинные умирания и "неожиданные" ходы, виденные тысячи раз, гипертрофированные и надуманные чувства, излишняя серьезность при слезливой мелодраматичности сюжетной канвы не вызывают ничего, кроме недоумения. Имея такой потенциал, фильм банально растрачивает свои силы впустую – и больше всего напоминает в этом смысле спившегося чемпиона мира по боксу, упавшего в придорожную канаву. Натуральный реквием по мечте – "Атака Клонов" имела все задатки стать по-настоящему великим произведением, но из-за ужасных диалогов, глупейших моментов и бездарных актеров оказалась банальной безделицей непонятно для кого. Карамельные переживания главных героев вызывают скуку даже у подростков, которые должны отождествлять себя с Анакином и Амидалой. Если "Я люблю тебя – Я знаю" из "Эпизода 5" пробирало до мозга костей всех, то долгие рассказы о долге и томные взгляды здесь более всего походят на 2,134 серию "Санты-Барбары". Как было верно замечено, хорошо бы посмотреть специальный режиссерский вариант фильма – без диалогов вообще, ибо от их отсутствия "Атака Клонов", несомненно, приобретет многое.
Ко второй половине ленты, неожиданно, происходят странные метаморфозы с действием. Непонятно откуда и зачем взявшийся гладиаторский бой, мало того, что выглядит полной калькой с произведения Ридли Скотта, так и снят весьма бездарно и ориентирован на совсем уж мелкую аудиторию; а битва с десятками джедаев на удивление слаба. И, самое главное, финальное сражение армий "клоны против дроидов". Первоначальные планы заставляют шевелиться волосы на голове – такого себе даже вообразить невозможно было. Но камера тут же переключается на разговоры, пару раз побаловав зрителей секундными моментами из боя и завершив его, так и не начав толком. Что это? Банальная экономия средств? Жадность? Несовершенство технологий (при том, что было показано в начале)? Объяснений нет, но ощущение остается одно – обманули. Выступление Йоды с лазерным мечом скрашивает негодование, вызвав пятиминутные аплодисменты зала, но где, черт возьми, война-то? Развязка скомкана (ау, "Властелина Колец") - нам показали огромный леденец и заставили ждать жирной точки с "Эпизодом-3" в 2005.
Резюме. Маленький шаг для Джорджа Лукаса – и огромный шаг вперед для всего человечества в индустрии спецэффектов и визуалистики. К сожалению, и точно такой же семимильный бросок назад в отношении художественного содержания фильма.

Станислав "BFG" Устенко

Сайт создан в системе uCoz