-Press-
Последняя серия кинематографического эпоса Джорджа Лукаса "Звёздные войны" заканчивает цикл из шести фильмов на такой высокой ноте, что хочется крикнуть: "Перемотайте назад!" И ещё раз посмотреть более 13 часов, исполненных отваги, вероломства, новых миров, странных созданий и людских слабостей. Первые две серии второй трилогии Лукаса - Призрачная угроза (The Phantom Menace) (1999) и Атака клонов (Attack of the Clones) (2002) - заставили поклонников оригинальной трилогии поволноваться, окажется ли приквел на достойном их уровне. В ответе "да" не сомневается никто. Хотя потребовалось пройти через множество тяжеловесных описаний, сухо сыгранных сцен и не очень прикольных созданий, чтобы добраться до Звёздных войн: 3-я серия - Месть Сита (Star Wars: Episode III - Revenge of the Sith). А сколько ещё предстоит!
Стоит ли говорить, что мировые кассовые сборы будут составлять сотни миллионов? Вопрос лишь в том, какое место займёт "3-я серия" в хит-параде за всю историю.
Самый большой недостаток "3-й серии", похоже, обернётся самым сильным её элементом. Даже раздолбаи знают, что уготовано персонажам, которые подтягиваются к той точке, с которой оригинальные "Звёздные войны" - теперь названные 4-я серия - Новая надежда (Episode IV - A New Hope) - начали всю сагу почти 30 лет назад. Мы знаем, что рыцарь джедаев Анакин Скайуокер перейдёт на тёмную сторону Силы, что его двое детей будут разлучены сразу после рождения и что его бывший учитель Оби-Уан Кеноби и крохотный Главный джедай Йода превратятся в его смертельных врагов. И тем не менее смотреть, как эти судьбы разворачиваются с такой трагической неизбежностью, наблюдать, как каждый кирпичик подбирается к кирпичику, действительно здорово. Фактически, в том, что эти сильные персонажи не могут избежать и не избегут своей судьбы, и весь фильм.
Картина начинается оглушительно. Анакин (Хэйден Кристенсен) и Оби-Уан (Юэн Макгрегор), хулиганствующие рыцари в реактивных самолётах, налетают на космическую армаду Сита, с решительной самоуверенностью отбивая атаки различных сил. В главном линкоре граф Дуку (Кристофер Ли) и его союзник-дроид генерал Гривес с лицом койота и металлическим скелетом - один из множества компьютеризированных персонажей - держат в плену Канцлера Республики Палпатайна (Ян Макдиармид).
Битва продолжается без перерыва более 20 минут, пока два рыцаря джедаев проявляют беспечный героизм, бросая вызов законам физики, а робот R2D2 (Кенни Бэйкер) развлекает публику приколами. Впрочем, это длится весь фильм, поскольку сценарист-режиссёр Лукас на этот раз постарался вплести гораздо больше комедии в драматический, если не сказать трагический сюжет.
Переманивание запутавшегося Анакина на тёмную сторону и превращение спокойного, мозговитого Палпатайна в диктатора Галактической Империи происходят осмысленно и убедительно. Фильм открывается ставшими традиционными уходящими в перспективу титрами, которые информируют нас, что в галактической войне, которая разразилась, "есть герои с обеих сторон", а "зло повсюду". Понятно, что Анакин не знает, кому доверять.
Так получилось, что он ведёт двойную жизнь, тайно женившись на красавице-сенаторе Падми Амидале (Натали Портман). Её беременность теперь заставит их раскрыть этот секрет, и его лишат рыцарства. В то же время спасённый Палпатайн вводит Анакина к себе в доверие и сеет в его голове сомнение в совете джедаев. Вскоре глава совета Мэйс Уинду (Сэмюел Эл. Джексон) даёт понять, что потерял доверие к Анакину.
Палпатайн назначает Анакина в совет, но Анакину не разрешают принять звание мастера. Хуже того, каждая из сторон - Палпатайн и Оби-Уан - обращаются к Анакину с просьбой шпионить за другой стороной. Вскоре Анакину снится, будто Падми умрёт при родах. Палпатайн намекает обезумевшему мужу, что только изучив Силу более полно, он сможет спасти свою жену.
Слабые диалоги и безжизненная игра по-прежнему присущи второй трилогии. Трагизму дилеммы Анакина противостоят редкие фразы типа: "Ты хороший человек. Не делай этого", - из уст Падми. Многие сцены диалогов, несмотря на краткость, выглядят неуклюжими и неестественными. Такие сцены начинаются равнодушно - мы почти ощущаем клэпбоард, только что убранный из объектива камеры - и заканчиваются длинными, медлительными кадрами бледных лиц актёров. Впрочем, перед лицом эпической грандиозности дизайна и действия фильма это просто придирки.
Теперь, полностью освоившись с цифровым кинопроизводством, Лукас может как никто другой прокладывать путь первопроходца. Снимая в павильонах Австралии и Британии, а также в Китае, Таиланде, Швейцарии, Италии и Тунисе, Лукас вовлекает зрителей в тщательно подготовленные сражения в полумраке пещер и гигантских космических кораблей или в дуэли на световых мечах в реке расплавленной лавы. Сочетая эстетику боевых искусств Америки, Китая и других миров, Лукас переопределил "Звёздными войнами" жанр фэнтази, научив поколение кинематографистов не признавать ограничений.
Оператор Дэвид Таттерсалл снимает всё превосходно, а монтажёры Роджер Бартон и Бен Бёртт (последний также отвечает за искусную звукорежиссуру) не дают фильму передышки. Джон Уильямс, музыкальный соратник Лукаса на протяжении всех шести фильмов, довольствуется мелодическим громыханием на заднем плане, лишь в ключевые моменты на короткий момент повышая эмоции. Костюмы Триши Биггар, а также все реквизиты и грим изысканно забавны и искусно интегрированы в повествование. А компьютерные создания более живые, чем прежде. Особенно выделяется гигантская ящерица, которую Макгрегору приходится оседлать.
Ещё раз, пожалуйста, перемотайте назад!
Kino-Express